Меню Закрыть

Девятый вал Айвазовского: история картины, интересные факты о создании шедевра

9 вал картина

Есть картины, которые обладают невероятной притягательностью. «Девятый вал» Ивана Константиновича Айвазовского – один из таких мировых шедевров. Художник сумел передать в этой работе не только мощь природы, но и тонкость человеческих эмоций. История картины начинается в 1850 году, когда полотно впервые было представлено публике. Рассказывают, что когда «9 вал» был выставлен впервые, посмотреть только на него собирались толпы людей. Некоторые рассматривали его часами. В те годы ещё не было фильмов-катастроф, и картина в какой-то мере вызывала аналогичные просмотрам «ужастиков» ощущения.

Интересные факты о создании картины «Девятый вал»

Как создавалась картина – вопрос, волнующий многих поклонников морской живописи. Её стремились заполучить в свои коллекции главные художественные галереи Российской империи. Но всех опередил Николай I, определивший «Девятый вал» в Эрмитаж. Сейчас работа великого художника находится в Русском музее.

С созданием этой картины связано множество легенд и интересных фактов. Например, некоторые современники мастера утверждали, что он написал полотно размером 2х3 м всего за три часа. Это заблуждение даже перекочевало в учебники. На самом деле, как показывают достоверные источники, Айвазовский работал над шедевром 11 дней, что по меркам живописи всё равно очень быстро.

Существуют интересные факты и о методах работы мастера. Некоторые утверждали, что Айвазовский создавал свои морские пейзажи с натуры, часами простаивая с мольбертом у моря. Но ведь волна не может позировать – она всегда в движении. Именно поэтому художник опирался на уникальную зрительную память. Его способность запоминать мельчайшие детали морской стихии поражала современников.

9 вал

Но как создавалась картина, если она изображает сильнейший шторм с почти пугающей реалистичностью? Оказывается, однажды Айвазовский попал в настоящий шторм на пассажирском судне у берегов Испании. Местные газеты даже сообщили о его смерти, но, к счастью, художник не пострадал, а наоборот – стоял на палубе и запоминал происходящее. Этот эпизод стал важным в истории картины.

Интересно, что самого девятого вала на картине нет – он ещё только приближается. Название «Девятый вал» связано с морским суеверием: это гигантская, самая мощная волна, обычно девятая по счёту. Она намного выше того гребня, который мы видим на полотне. На приближение 9 вала указывает рукой один из терпящих бедствие. Остальные, спасшиеся на обломках мачты, смотрят в другую сторону и ещё не знают, что позади них поднимается настоящая угроза.

В этом моменте особенно проявляется талант художника как знатока человеческой психологии. Иногда опасность, которую не видно, пугает больше, чем видимая. Именно этот эффект делает историю картины особенно волнующей. Интересные факты о её создании только усиливают мистическое восприятие произведения. Девятый вал не просто полотно – это рассказ о человеке перед лицом стихии, который Айвазовский изложил на языке живописи.

Опубликовано в История

Связанные записи