Династия Рюриковичей начала править на Руси не совсем понятно. Западники считают, что Рюрик был варягом из Скандинавии, и его славяне позвали на царство, поскольку сами своей территорией управлять не могли, видимо, по недомыслию. Но Ломоносов, например, утверждал, что Рюрик был истинно русским изначально, поскольку варягами называли не только скандинавских воинов, но и представителей славянских племён, живших по берегам Ладоги.
Так или иначе, династия правила Русью более семисот лет и оборвалась в 1598 году со смертью сына Ивана Грозного Фёдора, который детей мужского пола не имел. Формально принадлежал к Рюрикам и Василий Шуйский, недолго царствовавший в Смутное время, но он взошёл на трон не совсем законно, а потом вообще был низложен.
Рюриковичей на Руси было много, и далеко не все из них царствовали. И святых среди них тоже было достаточно, в том числе и мелкопоместных. Поэтому остановимся на самых известных канонизированных правителях.
Первой правящей христианкой была княгиня Ольга, возведённая в святые именно за это. Но родственником Рюрику был её муж, убитый древлянами, так что называть княгиню представительницей династии можно только условно. Но святой объявлена она была, это неоспоримо.
По-настоящему Рюриковичем, причисленным к лику святых, стал внук Ольги, князь Владимир. Тут всё понятно, он считается крестителем Руси, при нём христианство стало официальной и доминирующей религией у славян. Именно он открыл череду таких явлений, как канонизация князей Руси.

Святые князья из Рюриковичей и их путь к канонизации
Первыми святыми страстотерпцами на Руси стали сыновья Владимира, Борис и Глеб. Чтобы захватить власть, их сводный брат Святополк организовал убийства этих мучеников. Причём, церковь особо отмечает, что оба имели возможность свернуть самозванца силой, но отказались от кровопролития, поэтому и стали страстотерпцами. Именно Борис и Глеб навсегда закрепили образ Рюриковичей — православных святых в церковной традиции.
После братьев к лику святых было причислено достаточно большое количество правящих князей. Так что условимся упомянуть только самых известных. Например, Ярослава Мудрого, ещё одного сына Владимира. Правда, православная церковь его канонизировала только в 2016 году.
Бесспорно, заслуживает почитания Александр Невский. Его величайшее достижение – победа над Ливонским орденом. Значение победы в Ледовом побоище переоценить трудно. Любопытно, что Папа Римский пытался склонить князя к переходу из православия в католичество в обмен на помощь в борьбе с татаро-монголами. Невский свою религию предавать не стал. Так святые князья из Рюриковичей укрепляли не только государственность, но и духовную независимость Руси.
Не менее почитаем на Руси и Дмитрий Донской. Победа в Куликовской битве тоже имела огромное историческое значение. Но канонизирован князь был лишь в 1988 году — один из тех случаев, когда канонизация князей Руси происходила спустя столетия после их деяний.
Кстати, последний царь из династии Рюриков, Фёдор Иоаннович, был тоже объявлен святым. Причём, за величайшую кротость и смирение с прибавкой Блаженный. Правда, святым он считается местночтимым. И всё же он — один из тех, кто из Рюриковичей стал святым, несмотря на отсутствие великих побед или преобразований.
Стоит отметить, что к лику святых православная церковь причислила и последнего русского царя Николая II. Случилось это в 2000 году. Кстати, событие это было воспринято неоднозначно. Многие считают, что Кровавое воскресение и святость – вещи несовместимые. Но это уже – история о Романовых.